99700.ru

Экипажу подводной лодки М-200 "Месть" посвящается...

Ленинград; год 4 февраля Спущена на воду. По другим данным - Вступила в строй; год 29 марта Вошла в состав Каспийской Военной флотилии. Поднят Военно-морской флаг; год 14 - 17 апреля Перешла из г. Астрахань; год 22 апреля Постановлением ГКО от В их число попала и ПЛ М ; год 22 апреля - май В составе первого эшелона перешла своим ходом из г. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н. В Горьком М вместе с ПЛ М поставили в плавдок; год 11 - 28 мая Совместно с ПЛ М перешла в Архангельск. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А. Когда погода успокоилась, под воду спустили водолаза. После простукивания корпуса в районе первого отсека, стало ясно, что живых подводников уже нет. Получив доклад о печальном финале спасательной операции, Горшков сразу же улетел в Москву. Через несколько часов судно ошвартовалось к стенке Таллиннского порта. Подводников доставали водолазы судна. Моряков похоронили в Палдиски. Историю забыли на долгие годы. И вообще, оказалось, что все распоряжения отдавал не главком, а командующий Балтийским флотом адмирал Головко Арсений Григорьевич!? В конце ноября, сразу же после трагических событий, Головко неожиданно перевели в Москву на должность первого заместителя главкома. Считается, что лучевой болезнью: До классов Шуманин служил на "щуках" и "эсках". Новый командир прибыл к месту службы с семьей, которую надо было устроить, и времени для вхождения в курс дела на лодке у него уже не оставалось. Начальство торопило с переходом в Лиепаю, а лодка еще не прошла плановое размагничивание. Утром 21 ноября М вышла из Паддиски в Таллин по приказанию командира й отдельной бригады подводных лодок капитана 2-го ранга Щекина на контрольно-измерительную станцию для замера магнитного поля. Ввиду того, что только что прибывший командир "малютки" еще не имел навыков управления ею, старшим на М вышел в море начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков. Из воспоминаний бывшего командира М капитана 1-го ранга в отставке Б. По своему опыту знаю, что прежде, чем доверить новому командиру корабль, он его долго изучал и готовил, но, удостоверившись в твердых знаниях и хорошей морской практике, доверял всецело. В свое время Штыков приехал в Кронштадт, где моя М заканчивала средний ремонт. Во время ходовых испытаний он дотошно проверил меня и помощника Славу Колпакова, но зато, когда мы совершали переход в Палдиски, Штыков на мостике почти уже не показывался. Мне кажется, что кредит доверия к экипажу М сохранился у него и после смены командира лодки.

Иначе я просто не могу объяснить себе ситуацию 21 ноября Но, по правде говоря, и обстановка-то была самая простая: Он ушел в Балтийск во главе двух подводных лодок. Старшим остался начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков. Это был опытный, боевой подводник. Высок, строен и очень обаятелен. Исполнять же должность начальника штаба временно было приказано мне. Как раз в это время прибыл к нам назначенный командиром на М капитан 3-го ранга Шуманин. Пришел в штаб, представился. Сдайте все свои документы, аттестаты и начинайте знакомиться с лодкой! Вечером Штыков вызвал его к себе, сказал: На следующий день после построения бригады и подъема военно-морских флагов Штыков подозвал меня к себе и дал указание, чем заниматься в его отсутствие. На мой вопрос, когда его ожидать обратно, ответил: Убрали сходню, и лодка отошла от причальной стенки". Хроника трагедии К 19 часам вечера того же дня, закончив измерение магнитного поля, подводная лодка взяла курс на Палдиски через Суурупский проход. Дул небольшой северный ветер. На море был штиль. Несмотря на небольшую облачность, видимость оставалась хорошей. М шла по судоходному фарватеру. Скорость хода была 11,6 узла. Вместо опытного и грамотного капитан-лейтенанта Колпакова вахтенным офицером заступил лейтенант Макаров, не имевший допуска к самостоятельному несению вахты. Было 19 часов 45 минут, когда впереди на дистанции в 40 кабельтовых сигнальщик подводной лодки обнаружил топовый и отличительный красный левый ходовые огни встречного корабля. То был эсминец "Статный", следовавший к Суурупскому проходу навстречу со скоростью 22 узла. Оценив обстановку, капитан 2-го ранга Штыков обратился к командиру лодки, который только что поднялся на ходовой мостик, чтобы подменить начальника штаба бригады на ужин, чтобы тот усилил внимание при расхождении со встречным кораблем. Шуманин успокоил его, заверив, что все сделает как надо. Постояв еще несколько минут рядом с командиром, капитан 2-го ранга Штыков спустился вниз. В акте расследования обстоятельств и причин столкновения эскадренного миноносца "Статный" с подводной лодкой М относительно решения капитана 2-го ранга Штыкова уйти на ужин есть такая запись: Оставшись старшим наверху, капитан 3-го ранга Шуманин за расхождение с приближающимся эсминцем особенно не волновался. Наверное, именно в эти минуты у него и созрело необъяснимое здравым смыслом решение разойтись со "Статным" правыми бортами, хотя по логике вещей он должен был, отвернув вправо, уступить дорогу идущему навстречу кораблю и разойтись с ним левыми бортами. Почему так решил командир М, сказать сложно. Вероятно, забылись за месяцы учебы на классах основы маневрирования, морская практика, а может, сказалась психологическая нагрузка его первого командирского дня.

Как бы там ни было, но роковой выбор в маневре М был капитаном 3-го ранга Шуманиным уже сделан Почти одновременно командир М отдает свою команду на расхождение правыми бортами и подворачивает влево. Оба корабля вновь оказываются на сходящихся курсах. Эсминец и подводная лодка продолжают сближаться. Избежать столкновения, однако, было еще можно. Для этого капитан 3-го ранга Шуманин должен был немедленно сделать одно из двух: Однако ни того, ни другого командиром М сделано не было. И только тогда, когда до эскадренного миноносца оставалось уже менее четырех кабельтовых, а Шуманин, к своему ужасу, оказался в свете яркого красного левого бортового огня стремительно надвигающегося корабля, он решил действовать. Но и здесь, полностью потеряв ориентировку, вместо того чтобы дать полный назад, он внезапно скомандовал: О чем думали в эти мгновения те, кто, ничего не подозревая о неотвратимости мчащейся к ним смерти, находился в отсеках? Кто теперь может об этом сказать Из акта расследования обстоятельств и причин столкновения эсминца "Статный" с подводной лодкой М, утвержденного главкомом ВМФ адмиралом С. Командиры эсминца и подводной лодки о вероятности их встречи на переходе морем не знали, так как согласно оповещению, данному штабом Восточно-Балтийской флотилии, подводная лодка и эсминец должны были возвратиться к местам постоянного базирования к В связи с задержкой ГШ на КИМС подводная лодка вышла из Таллина в Палдиски в ОД оперативный дежурный - ред. Командир эсминца принял решение расходиться со встречным кораблем согласно правилу 18 ППСС: Свой поворот при изменении курса не показал ни звуковыми, ни световыми сигналами, чем нарушил правила 12 и 28 ППСС. Командир эсминца дал самый полный ход назад, однако руля для уменьшения угла встречи не положил и в Однако ввиду того, что лодка легла на дно, задрав нос, глубина над носовым отсеком была всего 34 метра. После столкновения на эсминце была немедленно сыграна боевая тревога, сброшены на воду спасательные средства и спущена шлюпка. Из 34 человек команды подводной лодки с поверхности воды было подобрано 6 человек, находившихся во время столкновения на мостике. Подобраны были командир подводной лодки капитан 3-го ранга Шуманин А. При столкновении "Статный" получил повреждения форштевня — отогнута на правый борт наделка форштевня, ниже ватерлинии 7-го шпангоута имеются вмятины корпуса и пробоины размером x мм и x мм. Как стало ясно немногим позднее, в момент столкновения на ходовом мостике находилось восемь человек.

Шесть из них были подобраны живыми. Форштевень "Статного" не оставил им шанса на спасение. На дне Финского залива в затонувшей подводной лодке осталось еще двадцать шесть человек. Живы ли они еще? Ответы на эти вопросы не мог дать пока никто. Так завершился первый акт Суурупской трагедии. Но, к сожалению, главные жертвы были еще впереди Неспасательная операция Спустя семь минут после столкновения оперативный дежурный Восточно-Балтийской флотилии принял доклад о случившемся. Спустя минуту по Таллинской военно-морской базе был дан сигнал боевой тревоги, объявлена готовность спасательному отряду. Командиру "Статного" было приказано оказывать помощь подводной лодке до прибытия спасателей. У "Статного" непрерывно запрашивали данные о последствиях столкновения.

Уроки истории: гибель подводной лодки "Месть"

Увы, сообщения капитана 3-го ранга Савчука были безрадостными. В 20 часов 26 минут "Статный" доложил: Первым из множества спешивших к затонувшей подводной лодке судов примчался находившийся неподалеку в дозоре большой охотник БО С него первыми увидели всплывший над затонувшей подводной лодкой аварийно-сигнальный буй. Фото Андрея Никифорова Материал сайта: Страница 1 из 1. Экипажу подлодки М "Месть" посвящается Постановлением ГКО от 22 апреля года было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и "М". На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н. В Горьком "М" вместе с однотипной "М" поставили в плавдок. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А. Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л. Лободенко, вдова полкового комиссара В. Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП б: Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов Под командованием Тураева "Месть" выходила на позицию еще два раза, но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта. Вот такое оказалось звездное соседство. Палдиски - в гостях у Лешего. Всё о городе Палдиски - фото, видео, статьи и просто общение и развлечения. Палдиски - любимый город, хоть и маленький такой! Woodsman Админ Кол-во сообщений: Сб 23 Фев Постановлением ГКО от 22 апреля года было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и "М". На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н. В Горьком "М" вместе с однотипной "М" поставили в плавдок. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А. Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л. Лободенко, вдова полкового комиссара В. Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП б: Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов Под командованием Тураева "Месть" выходила на позицию еще два раза, но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта.

гибель подводных лодок м-200

Под его командованием "Месть" совершила два безрезультатных боевых похода. В некоторых источниках указывается, что 22 июня года "Месть" провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день "М" уже находилась на базе. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника нет, хотя во многих советских послевоенных источниках указывается, что в этот день "М" отправила на дно два вражеских транспорта. В июле года перешла в г. В августе года М закончила программу испытаний. С 17 по 19 октября года М совершила переход в Полярное. С 8 по 18 декабря года М совершила боевой поход в район Варде — Конгс - фьорд. С 21 января по 2 февраля года выполнила боевой поход в район Тана-фьорд - Берлевог. Сразу после удара была сыграна боевая тревога, сброшены за борт аварийные плотики и спасательные круги. Через несколько минут после столкновения корабль встал на якорь и были спущены сначала шлюпка, а затем и командирский катер. В это время находящуюся в вертикальном положении ПЛ освещали сигнальными прожекторами. Шестерка подобрала 6 человек, плавающих в воде и державшихся за спасательные круги. Перед тем как погрузиться, ПЛ всплыла и, раскачиваясь с борта на борт, находилась в горизонтальном нормальном положении. Примерно в 20 ч 6 мин ПЛ погрузилась под воду. Спасенные люди были доставлены в лазарет и пункт медицинской помощи. О столкновении я сразу доложил ОД ДИРК дивизии крейсеров. О нахождении ПЛ в этом районе и в это время мне не было известно. Согласно оповещению эта ПЛ должна была быть в Палдиски в Командира эсминца дополняет штурман капитан-лейтенант В. Для выяснения причины изменения курса я поднялся на ходовой мостик. Не видя ходовых огней, я предположил, что это подводная лодка, так как расположение ходовых огней на подводных лодках таково, что их можно рассмотреть лишь вблизи. В 19 часов 52 минуты я увидел ясный правый огонь, зеленый, и услышал два гудка.

гибель подводных лодок м-200

Лодка по непонятным мне причинам пошла на пересечку курса. Поняв, что столкновение неизбежно, я крикнул о необходимости изменения хода на самый полный назад. И посмотрел на телеграф.

Трагедия подводной лодки «М-200»

Командир корабля уже переводил ручки телеграфа на самый полный ход назад. Примерно аналогичная картина изложена и в рапорте вахтенного офицера эсминца лейтенанта А. Теперь узнаем, как оправдывает свои действия командир М капитан 3-го ранга Шуманин. Перед нами его объяснительный рапорт на имя заместителя главнокомандующего ВМФ по подводным силам контр-адмирала Иванова:. ПЛ М следовала с Таллинского рейда с КИМС контрольно-измерительная станция. После чего левый отличительный перестал быть видимым. На дистанции 20—25 каб. С началом поворота вахтенный офицер лейтенант Макаров — командир БЧ дал 2 коротких гудка тифоном. Затем через полминуты в совершенной близости от ПЛ ЭМ показал опять левый отличительный, и тут же из темноты вышел нос ЭМ, и через 2—3 секунды он ударил носом в кормовую часть в районе 5—6-го отсеков.

  • Кружки с рыболовной тематикой
  • Алюминиевые и пластиковые лодки купить
  • Рыбацкий барометр sunroad fx600
  • Катушки матчевые купить шимано
  • От начала его поворота до столкновения прошло не больше 0,5—1 минуты. И за это время никаких решительных действий принять было невозможно. После удара ЭМ ПЛ сразу же погрузилась на корму, и я оказался выброшенным в воду. Минут через пять вертикально стоящая ПЛ стала продувать кормовую часть и всплыла на ровный киль по ватерлинию. Затем лодка стала медленно погружаться. Меня минут через 20 подобрали на шлюпку с эсминца и по приказанию вице-адмирала Черокова отправили в госпиталь, хотя я себя чувствовал удовлетворительно Из объяснительной записки вахтенного офицера М лейтенанта Макарова: Шуманиным, а затем и помощником к-ра ПЛ старшим л-том Колпаковым, что утром 21 ноября ПЛ идет на КИМС в г. На КИМСе после нескольких галсов мы получили семафор: После прохождения СБР мы вновь вернулись на КИМС. В какое время мы пошли с полигона КИМС в Палдиски, я точно не скажу, т. Примерно в 19 ч 35 мин я вышел на мостик, чтобы покурить и сменить вахтенного офицера Колпакова на ужин. Командир ПЛ должен был сменить начальника штаба кап. Лодка шла полным ходом. Дистанция до корабля была примерно 30—35 каб. Когда ПЛ покатилась влево, стало очевидно, что встречный корабль поворачивает вправо, т. При повороте влево мною было дано 2 коротких гудка. Буквально через 5—6 секунд лодка встала вертикально носом вверх и всех находящихся на мостике смыло за борт. На мостике в это время находились: Попов, сигнальщик матрос Ус, свободные от вахты и курившие ст. Эсминец, застопорив ход, сбросил круги и спасательные плотики. Один из спасательных кругов поймал ст. Попов и поплыл ко мне, когда я уже начал тонуть, здесь же мы подобрали мичмана-стажера Голанда. Так, трое продержались до подхода шлюпки примерно в 3—5 метрах от ПЛ, которая по-прежнему держалась на воде в вертикальном положении. Над водой был виден нос ПЛ до 16—го шпангоута. При подходе шлюпки к нам лодка неожиданно стала спрямляться и, встав на ровный киль, погрузилась. Мы были подобраны шлюпкой, доставлены на ЭМ, а затем в госпиталь. Как стало ясно немногим позднее, в момент столкновения на ходовом мостике находилось восемь человек. Шесть из них были подобраны живыми. Вспоминает бывший командир М капитан 1-го ранга в отставке Борис Иванович Родионов: Андрей Ус стоял, как положено было вахтенному сигнальщику, на ограждении тумбы перископа в штормовой, по ноябрю, одежде, в которой он при всем желании просто не мог удержаться на воде, даже если бы остался невредимым после удара.

    Разве можно забыть двухметрового гиганта Андрея Уса, отличного пловца и очень добродушного человека. Стоявший на руле Толя Слабушевский, щуплый, подвижный и очень сообразительный парень.

    гибель подводных лодок м-200

    Итак, трагедия свершилась и подводная лодка погибла, но на дне Финского залива в затонувшей М осталось еще двадцать шесть человек. Живы ли они еще? Ответы на эти вопросы не мог дать пока никто. Так завершился первый акт Суурупской трагедии. Но, к сожалению, главные жертвы были еще впереди Спустя семь минут после столкновения оперативный дежурный Восточно-Балтийской флотилии принял доклад о случившемся. Спустя минуту по Таллинской военно-морской базе был дан сигнал боевой тревоги, объявлена готовность спасательному отряду. Из воспоминаний бывшего флагманского связиста бригады капитана 1-го ранга в отставке Григория Ассановича Енгалычева: Мысли, конечно, были разные, но надеялся все же на благополучный исход. Мало ли что, может, все еще и обойдется! Посоветовался с заместителем начальника политотдела капитаном 3-го ранга Сидоренко. Немедленно к месту аварии выслали подводную лодку М капитан-лейтенанта В. Дудина, на ней пошли Сидоренко и врио флагманского механика капитан-лейтенант Ильясов. Я остался на КП бригады. Вскоре позвонил командующий флотом адмирал Головко. Разговор у меня с ним состоялся такой:. В живых осталось шесть-семь человек, что с остальными — неизвестно. С ушедшей к месту аварии М вскоре доложили, что готовят воздух высокого давления на аварийную лодку. Как всегда бывает в жизни, в самый нужный момент на месте не оказывается самых нужных людей. Так случилось и тогда. На дивизионе аварийно-спасательных судов самым старшим начальником оказался замполит капитан 2-го ранга Неймарк. Увы, сообщения капитана 3-го ранга Савчука были безрадостными. Первым из множества спешивших к затонувшей подводной лодке судов примчался находившийся неподалеку в дозоре большой охотник БО Но вскоре разобрались, что связь установили с подошедшим большим охотником. С большого охотника первыми увидели всплывший над затонувшей подводной лодкой аварийно-сигнальный буй. Его быстро подняли на борт. Вот как развивались события дальше. Сообщил, что кормовые отсеки затоплены, в ЦП находится начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков; глубиномер показывает 35 метров, глубина увеличивается. Врио флагманского механика ОБПЛ инженер-капитан-лейтенант Ильясов, прибывший в район аварии в Старший лейтенант Колпаков, находившийся в первом отсеке, сообщил ему, что в момент столкновения он находился вместе с капитаном 2-го ранга Штыковым во втором отсеке. При ударе эсминца о корпус подводной лодки Колпаков упал и потерял сознание.

    Капитан 2-го ранга Штыков ранее перешел в центральный пост, а Колпаков вместе с гидроакустиком Кузнецовым перешли в первый отсек и герметизировали его. В первом отсеке стало теперь 6 человек: В первый момент после аварии первый отсек имел телефонную связь с ЦП, но потом она прекратилась. Общее руководство спасательными работами осуществлял командующий флотилией вице-адмирал Чероков. Непосредственное руководство работами до прихода специалистов АСС осуществлял по приказанию командующего флотилией помощник флагманского механика й дивизии ОВР инженер-капитан-лейтенант Осипов, который не имел никогда никакого отношения к спасательным работам, но время было дорого и выбирать не приходилось. Планом работ, составленным командующим флотилией вице-адмиралом Чероковым, предусматривалось завести буксир за носовую часть подводной лодки для буксировки ее на метровую глубину с целью вывода подводников из отсека на поверхность воды в более простых условиях. Эта работа была поручена водолазному морскому боту ВМ, с которого в 23 часа 57 минут спустили под воду первого водолаза. К 3 часам утра 22 ноября состояние подводников ухудшилось в связи с увеличением давления, а в воздухе отсека — процентного содержания углекислоты. К этому времени студеная вода, поступавшая через предохранительный клапан дифферентной цистерны, заполнила отсек выше настила. Инженер-капитан-лейтенант Ильясов, поддерживавший с подводниками связь по телефону буя, порекомендовал им перезарядить установку РУКТ-4 новыми патронами. Подводники сообщили, что все они надели гидрокомбинезоны, проверили индивидуально-спасательные аппараты, опустили и раскрепили тубус шахты спасательного люка и были готовы к выходу на поверхность. В 6 часов утра в связи с ухудшением состояния подводников было принять решение подавать в лодку свежий воздух, хотя водолазы к этому времени еще не закончили работы по заводке буксирного троса за носовую часть подводной лодки. В 7 часов из первого отсека сообщили, что надолго патронов регенерации не хватит. В нормальных условиях мощности 11 патронов для 6 человек должно было хватить на 66 часов. Учитывая, что мощность регенерационных патронов значительно понижается с увеличением влажности воздуха и понижением температуры, можно предполагать, что мощность патронов была снижена наполовину и составляла примерно 30 часов. Свет в первом отсеке от аккумуляторной батареи аварийного освещения погас примерно через час после столкновения. На открывание крышки над выгородкой и приворачивание к штуцеру шланга подачи воздуха водолазы затратили пять часов, хотя на учениях с подводными лодками на подобные работы отводится не более двух. Шланг подачи воздуха был привернут к штуцеру в Шланг отсоса воздуха присоединить не удалось, вентиляцию отсека, поэтому осуществляли по одному и тому же шлангу попеременной подачей и отсосом воздуха. Такой обмен воздуха был неполноценным, и в отсек систематически подавался также и кислород.

    919
    23.05.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.