99700.ru

В Киеве устраивали "свадьбу свечи": Интересные данные о священном огне приводит белорусский этнограф А. При постройке дома на новом месте "нужно устраивать новый очаг, перевести сюда покровителей-духов, которые привязаны к старому очагу, а для этого необходимо добыть священный огонь и торжественно перенести его из старого очага в новый Когда в округе появляются эпидемические болезни или падеж скота Кроме того, разносят этот огонь по всем избам и поддерживают его в домашних очагах" 6. Древние источники говорят о культе Сварожича под овином, где должен гореть огонь, высушивающий снопы. Белорусы, разводя огонь под овином, бросали в него необмолоченный сноп ржи как жертву огню 7. Таким образом, мы видим, что культ огня, обожествление огня дожили почти до наших дней. Исчезло только наименование его Сварожичем, и, очевидно, это произошло давно, так как нигде нет никаких следов этого имени. Священные изображения у печей в русских избах. Сто лет спустя после "Слова об идолах", в "Слове о посте к невежам", этот обычай топить баню для "навья" описан во всех подробностях. В четверг страстной недели "поведають мрътвым мяса и млеко и яйца. II мылница топят и на печь льют и пепел посреде сыплют следа ради. И чехли вешают и убруси и велят я терти. Беси же смиются злоумию их и вълезше мыются и порплются в пепели том, яко и куры след свой показают на попеле И проходят топившей мовници и глядають на попеле следа и егда видять на попели след и глаголють: Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. Издатель этого поучения Н. Гальковский сообщает, что в начале XX в. В дополнение автор рассказывает о том, что в детстве он сам был участником жертвоприношения навьям: Многозначность символов народного творчества. Этнографические исследования Северо-Запада СССР. Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Восьмидесятые годы XX в. Огромную роль играл традиционный орнамент, который, как считал известный критик XIX в. Пряхой была славянская богиня судьбы Среча. Известный фольклорист, собиратель русских народных сказок А. Во-вторых, образовалось убеждение, что девы судьбы суть вечно работающие пряхи: Очень важно было установить, что в быстро менявшихся исторических условиях, в соперничестве с христианством язычество дожило в России до развитого капитализма. Для решения же нашей главной задачи нам нужно найти в этнографическом материале такие сюжеты, которые поведут нас по лабиринту человеческой памяти в очень отдаленные времена. Труден путь хронологической расшифровки этнографических загадок. Автору этих строк, как и многим людям его поколения, была хорошо известна в начале XX в. Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в ладоши:. Загадочно было то, что во всех губерниях России центральная фигура игры именовалась "Яшей", хотя это не требовалось ни рифмой, ни каким-нибудь ассонансом.

Разгадку дало обращение к белорусским записям середины XIX в. У золотым креслеНа ореховым кусте. На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером, может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в жертву дракону-ящеру.

б а рыбаков древние элементы в русском народном творчестве

Отголоском таких жертвоприношений является поверье, что водяные женятся на утопленницах. Нечистая, неведомая и крестная сила. Признаки культа ящера-"крокодила" особенно заметны в Новгороде, где их можно проследить до X в. Удалось лишь уловить момент окончательного забвения старого содержания: Для смысловой и хронологической расшифровки обрядов, игр, песен изобразительных сюжетов необходимо привлечение самых разнородных материалов и широчайшее поле сопоставлений. В белорусском Полесье существовал в XIX в. Крестьяне готовили специальные кушанья и, одевшись в шубы шерстью вверх, плясали ритуальный танец, подражая движениям просыпающегося медведя. У древних греков тоже был весенний медвежий праздник, и он назывался "комедией" от "комос" - медведь.

Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян

От веселых песен, плясок и шуток этого медвежьего карнавала пошло и позднейшее наше название комедии. Следовательно, традицию белорусских комоедиц необходимо возводить по крайней мере к далекому индоевропейскому единству, когда одно и то же название одинаково означало охотничий медвежий праздник. Однако точной даты возникновения подобного праздника у нас нет. Древние лики Богов 12 июля года на территории Москвы, во время проведения строительных работ при рытье котлована, была обнаружена фигура из дерева. Интервью с создателем РБМ. Современная школа ближнего боя вобрала в себя главные направления традиционной состязательной славяно-русской культуры, превр Далее О том, как музыканты восстанавливают музыкальные инструменты, бытовавшие на Руси еще до принятия христиа Далее Ведьма Говорят, когда Бог хочет наказать, он отнимает разум Тетушка Йо-Га Лесная тишина с легким шелестом листвы и цвирканьем птичек накрыла внезапно. Древние элементы в русском народном творчестве [PDF] Kb. Запись понравилась 0 Процитировали 0 Сохранили 0 Добавить в цитатник 0 Сохранить в ссылки Понравилось. Поделиться в Twitter Поделиться в FaceBook Поделиться в LiveJournal Поделиться Вконтакте Поделиться в Mail. Введите свое имя и пароль на сайте: На дополнительной странице Вам нужно будет ввести символы с изображения в специальное поле. Наведите сюда мышку, чтобы узнать, как сделать работу с сайтом еще удобнее. О проекте Версия для PDA Контакты Разместить рекламу. Сменить Логин Пароль Выйти.

Глава 9. Русские вышивки и мифология

Все это выглядит очень жизненно и естественно. Но если внимательнее вглядеться в вышивку, то над рядом изб и дворов с их обитателями можно увидеть еще один, на этот раз сверхъестественный ряд: Эти два разных ряда изображений — натуралистический и магический — помогают нам осмыслить наиболее поздний этап представлений о рожаницах как о богинях с ограниченной функцией покровительниц рожениц и деторождения см. Существует еще один вид вышивок, в которых самая поздняя модификация теремков сочетается с самым архаичным образом рожаницы. Очень близки друг к другу два свадебных полотенца из бывш. Довольно затейливая крыша увенчана тремя луковичными главами с крестами и птицами; на боковых, пониженных частях церкви приделах вышиты еще две главки, тоже с крестами и птицами. Над боковыми главками — нечто вроде женской фигуры с птицей вместо головы и опущенными вниз руками. Во внутреннем пространстве церкви, на фоне какой-то завесы? По сторонам рожаницы стоят две женщины в кокошникахс опущенными вниз руками. Вне церквипо сторонам ее, как бы на воздухе над женскими фигурами, стоящими на земле, вышиты еще две точно такие же рожаницыно с ветками или парой рогов? Над этими боковыми рожаницами вышиты церковные кровли с тремя главами как бы с той целью, чтобы показать сакральность и этих фигур. Внизу, на уровне церковного пола, по углам полотенца вышиты две женские фигуры, тоже в кокошниках и с опущенными руками. Около одной из них — сильно упрощенная фигурка девочки. На другом сходном полотенце детские фигурки вышиты около каждой женщины. Во всех ярусах композиции вышито около трех десятков птиц. Центральное изображение пятиглавой церкви с распластанной рожаницей на главном месте, очевидно, должно соответствовать или празднику Рождества Богородицы тогда центральная рожаница — Анна, мать Марииили же второму празднику рожениц 26 декабря, на второй день Рождества Христова; тогда рожаница соотносится с самой Марией-Богородицей. Я уже ссылался на свидетельство Н. Предельный натурализм, очевидно, не пугал русских полуязычников, и архаичный языческий сюжет уживался на свадебном полотенце рядом со старательно вышитым изображением православной церкви с крестами. Вот это-то слияние языческого с христианским, рожаниц с Богородицей и отразилось на вышивках, изображающих рожаницу в центре православного храма. Надо думать, что центральная, основная рожаница — это 45 Гальковский Н. Богородица Мариярождающая Иисуса. Труднее определить истинное содержание двух боковых рожаницнаходящихся вне храма. Если исходить из христианской мифологии, то это могут быть Аннамать Марии, и Елизаветамать Иоанна Предтечи. Но следует сказать, что эти две матери не особенно почитались церковью; храмов, построенных в их честь, очень мало, и они не идут ни в какое сравнение с богородичными.

Возможно и другое объяснение: Церковные кровли над ними без контуров самого здания могут быть не обозначением их христианской сущности, а просто знаком священности, не обязательно христианской. Именно в таком толковании нас укрепляет анализ другой вышивки почти с тождественной композицией По своему общему построению эта вышивка очень близка к тем, которые только что разобраны, но есть существенные различия в составных частях. Так, вместо распластанных рожаниц в церкви и вне ее на тех же местах, где были рожаницы вышиты двуглавые орлы. Это прочно закрепляет за гербовыми орлами значение последнего, наиболее позднего, звена эволюции образа рожаниц в вышивке. Вместо церковных главок над боковыми рожаницами-орлами помещены ладьи с высокими мачтами. Это один из самых поздних сюжетов в севернорусской вышивке, переходящий и в кружевогде он соседствует с павильонами-беседками, дамами и кавалерами в париках. Однако, несмотря на трансформацию рожаниц в орлов и появление корабликов, вышивальщицы не забыли древних рожаниц вовсе: Еще выше них, у верхней части церковного креста, помещены две крохотные фигурки рожаниц в распластанном виде, с птицами в руках. Сверх того в разных ярусах вышиты шесть женских фигур из них две с птицами ; внутри церкви — пять таких фигур. Тема рожаницвызывавшая резкие нападки духовенства что могло усугубляться непристойностью сюжета и манеры изображенияздесь почти завуалирована: Язычество укрылось, но не забылось. МАКОШЬ И РОЖАНИЦЫ То, что едва намечается при анализе письменных источников, — взаимоотношения между Макошью и рожаницами — четко и ясно вырисовывается при рассмотрении вышивок. Примером может служить вышивка на подзоре из Олонецкой губ. Широкое пространство подзора давало возможность развернуть композицию с полной свободой, без тех ограничений, которые ставила перед вышивальщицами узкая полоса холщового полотенца. Центром композиции является уже известный нам огромный идол Макоши со стоящими рядом с ним маленькими всадниками. И всадники идол даны как бы на фоне звездного неба с обозначенным по сторонам небесным сводом. По сторонам Макоши вышиты постройки церковного типа, подобные только что рассмотренным, с небольшими главками и крестиками. Головы орлов воспринимаются как руки рожаницы. На углах постройки там, где в других случаях ставились фигуры женщин стоят неясные фигуры с двумя парами рогов-елочек. Третьим по счету от Макоши элементом композиции является огромное, во всю высоту подзораизображение рожаницыиспытавшее на себе некоторое воздействие образа двуглавого орла.

Все здесь стилизовано и гипертрофировано, но видны наверху небольшая голова, квадратный живот, руки, в которых находятся оленьцы, и замысловато выполненные ноги, широко раскинутые в стороны. Около головы и рук, как и во всей верхней части подзорапомещены звезды-солнца, обозначающие принадлежность к небесному ярусу. На земле, ниже гигантской небесной рожаницыстоят две небольшие женские фигурки, в три раза меньшие, чем рожаница ; одна из них с птицей в руке. Мы рассмотрели порознь отдельные элементы большой композиции подзора: Идол Макоши со всадниками. Первенство среди них несомненно принадлежит идолу Макоши. Он велик, монументален; его значение подчеркнуто наличием всадников и небесного свода. Он — центр такой композиции, которая очень важна для нас. По сторонам — полуцерковные постройки может быть, вроде придорожных часовенок Параскевы Пятницыдекорированные изображениями рожаница на краях этой широкой картины — образ небесной рожаницы. Рожаниц много; они и в двух храмахи на стенах храмови на двух краях композиции. Это соответствует и всем упоминаниям одной Макоши и рожаниц в письменных источниках, и включению Макоши в киевский пантеон г. Соподчинение рожаниц Макоши документируется не только этим олонецким подзоромно и целым рядом других вышивок, теремки которых, вне общего вида всей композиции, мы уже рассмотрели выше. Если исходить из того, что вышивки в какой-то мере отражали как религиозные представления языческой поры, так их реальное воплощение, то следует сказать, что культ Макоши знал идолов в храмах без признаков христианской часовни или церквиа также огромных идоловстоявших под открытым небом. Рожаницы соподчинены Макошиони изображались вне ее храмовобрамляя храм с боков и сверху. Двойственное количество рожаниц соблюдалось почти во всех вышивках. Даже там, где рожаниц было много, они всегда изображались парами; одна пара от другой отличалась своим рисунком. Схематичные рисунки почти идеограммы рожаниц нередко изображались в верхнем, небесном ярусе вышивок вместе с птицамичто подчеркивало их небесную сущность. Наличие подобных архаизмов отчасти объясняется тем, что вышивки нередко сохранялись в крестьянском быту значительное время, переходя по наследству к внучкам и правнучкам. Олонецкий подзор с идолом Макоши исследователи датируют концом XVIII в. Этнографы второй половины столетия фиксировали остатки старины, сохранявшейся уже не во всей своей полноте. Вышивки же XVIII — начала XIX в. Поэтому к сюже- 48 Всего в композиции 12 изображений рожаниц, но это нисколько не противоречит установленной выше парности этих богинь. Намечаются умозрительно, к сожалению два этапа в их эволюции. На следующем, более позднем этапе, приблизительно соответствующем пореформенной России, храмы идолы Макоши исчезают как почти исчезает имя Макоши в фольклорено рожаницы остаются. Однако в отображении в вышивке представлений о рожаницах происходят изменения: Изображения рожаниц в уменьшенном и упрощенном виде стали элементом заклинательного орнамента, рожаницы утратили свой натуралистический характер и, может быть, даже самими вышивальщицами расценивались как неясный, но благожелательный символ.

Мужские фигуры в севернорусской вышивке обычно являются второстепенными, не занимающими центрального положения. Тем интереснее для нас редкостное изображение всадника во всю высоту орнаментируемой части полотенца из бывш. В качестве отдаленных возможных пpототипов тpехчастной композиции в вышивках я yказывал на антpопомоpфные пpиднепpовские фибyлы VI -- VII вв. Пpивлечены были сpедневековые pyсские yкpашения X -- XIII вв. Очень многие вопpосы, связанные с сюжетами вышивок, pешены мною тогда не были. Амбpоз в своей очень интеpесной pаботе о символах плодоpодия 11 коснyлся и тpехчастной композиции, считая, что ей пpедшествовало изобpажение богини с одним конем, а всадники появились лишь в сpедневековье. Матеpиалы Гоpодцова и особенно Тyдоpа опpовеpгают это постpоение. Этногpафы считают выводы Амбpоза "yмозpительными", с чем нельзя не согласиться Выше я yже отмечал еще один минyс схемы Амбpоза -- он совеpшенно не затpонyл темy оленей в вышивке, хотя важность этого звена для pешения вопpоса о дpевних pожаницах не подлежит сомнению. О символике pyсской кpестьянской вышивки аpхаического типа. Женский пеpсонаж в pyсской наpодной вышивке. Фольклоp и этногpафия pyсского Севеpа. Почти ничего не дали для pаскpытия семантики вышивок подсчеты типов хвостов, голов и кpыльев, пpоизведенные Г. Наряду с птицами в весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц - "писанок", "крашенок" - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картина мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В наших музейных этнографических коллекциях хранятся тысячи писанок, являющихся, пожалуй, самым массовым наследием языческих представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом.

  • Ловля на донки ютуб
  • Прогноз клева рыбы в ленинградской области на выходные
  • Каталог рыболовный стингер
  • Безмотыльная ловля плотвы
  • Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день, клали в воротах хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начала XX в.

    / Рыбаков Б.А. - Язычество древних славян

    Взаимозаменимость птиц и группы определенных знаков плодородия на одном и том же центральном месте трехчастной вышитой композиции - менаду конями и главной фигурой - в сочетании с многочисленными обрядами, производимыми с помощью яиц в деревенской действительности, позволяет настаивать на отождествлении в этом случае знаков плодородия в виде ромба или квадрата с округленными углами с ритуальными яйцами. Знаки-яйца мы видим на вышивках то вместо птиц, то под ногами коней на земле; нередко рядом с этой идеограммой яйца встречаются кресты, напоминая о неизменной принадлежности аграрных заклинаний - особом крестообразном печенье, выпекаемом заранее в средокрестную неделю великого поста. Обращает на себя внимание, во-первых, сочетание в вышивках знака яйца с крестом, что совпадает с этнографическими записями; во-вторых, размещение лицевых знаков в вышивках находится тоже в согласии с этнографически зафиксированными обычаями: Обычай разбивать яйцо о лоб выведенного на первую пашню коня известен у русских, а у южных славян яйцо разбивают перед первой вспашкой о лоб правого вола. Српски митолошки речник, с. В русских вышивках самые причудливые сочетания лицевых знаков с крестами помещались именно на лбах, точнее, над лбами коней. Чем объясняется такая связь конской головы с яйцом, сказать трудно, но наличие этой связи подтверждено дважды: Высказанные выше допущения и предположения, будучи взяты порознь, едва ли выглядят убедительно, но, поскольку они взаимно подкрепляют друг друга, они, на мой взгляд, образуют некую систему и обладают известной прочностью. В итоге мы можем сказать, что все детали трехчастной композиции с воздетыми к небу руками полностью совпали с весенней земледельческо-скотоводческой обрядностью, известной нам по этнографическим данным. Календарное время - март - апрель. Однако мы не можем покинуть вышивки, подарившие нам Ладу, Лелю и, может быть, Макошь, без анализа тех многочисленных орнаментальных строк, которые обрамляют главные фигуры со всех сторон и содержат в высшей степени интересные сюжеты. Обращает на себя внимание сложность орнаментальных мотивов их повторяемость на вышитых изделиях из разных мест.

    Возьмем те два примера с трехчастной композицией, главные фигуры которых мы уже разбирали выше. Один из них - полотенце, опубликованное О. Бубновой; другой - ширинка из Каргополья, изданная Г. Основная крупнофигурная сцена с женщиной и конями окружена в обоих случаях со всех четырех сторон узорчатым бордюром. В бубнов-ском полотенце бордюр состоит из растительного узора двух видов и мелких фигурок, напоминающих схему рожаницы. Каргопольская ширинка содержит бордюр, состоящий в нижней части из птиц, а с трех других сторон - из стилизованных бараньих рогов. Рассмотрим строки полотенца; над центральными фигурами вышиты четыре строки во всю ширину полотна на ширинке - пять. Узоры образованы из элементов, вышитых кроме птиц попеременно то вверх, то вниз головой; их объединяет плавная волнистая линия. Замысел был, очевидно, в том, чтобы создать впечатление непрерывности. Вопрос о бычьих головах, может быть, не так прост, как он представлен здесь мною. Однако головы настолько стилизованы, что могут быть приняты и за конские или лосиные головы лосих.

    б а рыбаков древние элементы в русском народном творчестве

    Обращает на себя внимание, что строка с "бычьими" головами не единична, так как, кроме верхнего яруса, есть подобная строка и в нижнем. В верхней орнаментальной строке головы повернуты вправо, по ходу солнца, а в нижней - влево, по ходу ночного, подземного солнца. Это можно объяснить случайностью, но на вышивках другого типа, отражающих пору летнего солнцестояния см. Возможно, что бычьи или лосиные головы в большей мере связаны с солнцем и ходом солнца, чем это кажется на первый взгляд. Все эти орнаментальные строки следует, вероятно, воспринимать как заклинание благополучия скоту, мелкому и крупному кони уже есть на главной вышивкептице и посевам. Строка стилизованных рожаниц в переводе с языка идеограмм на словесный должна означать нечто вроде такой фразы: На каргопольской ширинке тоже есть и бараньи рога, и бычьи морды, и рожаницы, а сверх того еще и вьющееся растение. Это, очевидно, "запись" о том же самом. Нижний ярус заклинательных строк более полон на полотенце 8 строкчем на ширинке 6 строк. Бычьи морды и ростки есть и на каргопольской ширинке. Тема рожаниц представлена там не двумя, а тремя строками, и, кроме того, на ширинке строка с птицами перенесена из верхнего яруса в самый низ нижнего яруса. Но во всех основных элементах обе вышивки сходны. Орнаментальные строки, на глубокую семантику которых исследователи не обращали внимания, оказались важным историческим источником, раскрывающим магическую, заклинательную сущность вышивок. Они, во-первых, дают нам довольно полный перечень просимого: Древний обычай увешивать убрусами ветви древес придавал, с точки зрения славянина, особую силу вышитым на убрусах изображениям: Все это хорошо укладывается в весенний цикл молений о будущей плодовитости всех звеньев славянского хозяйства. Обратимся теперь к другой группе трехчастных композиций, выделенной по принципу опущенных рук. Мифологические персонажи здесь на воздевают рук к небу, не упрашивают верховное существо, а указывают на землю, как бы оберегая то, что уже появилось на ней. Правильность такого толкования подтверждается отсутствием перечней просьб, заклинательно-орнаментальных строк в вышивках этого типа. Высказанные весною просьбы уже выполнены, в них уже нет надобности, и строки-перечни исчезли из вышивок. Вышивки с опущенными руками центральной фигуры по целому ряду признаков относятся к иным, календарно более поздним, чем разобранные ранее сюжеты. Об этом говорит отсутствие идеограмм яиц - вместо них на тех же местах оказываются маленькие птички; наряду с лошадьми изображаются жеребята.

    б а рыбаков древние элементы в русском народном творчестве

    Иногда над конями вышивали изображение рожаницы с двумя антропоморфными фигурками, что также говорило о завершении процесса воспроизведения природы. Кроме того, в орнаментике очень видное место занимает колос. Колосья растут у ног коней, свешиваются сверху к главным фигурам, произрастают из бедер или головы центральной женской фигуры. Очень часто между ступнями средней женской фигуры показан тот или иной вариант знака плодородия. На древних петроглифах между ногами рожающих женщин помещали плод, новорожденного оленьца. Здесь этот символ дан в его аграрной форме, иногда в виде ростка. В полном согласии с перечисленными признаками зрелости летней природы находится еще один характерный признак этой серии вышивок - подчеркнутое изобилие солнечных знаков, соответствующее разгару лета, апогею солнечного хода в момент летнего солнцестояния. На многих вышивках головы всех трех фигур представляют собой как бы солнечные диски, пламенеющие лучами во всех направлениях. Характернейший солнечный знак - круг с крестом внутри - очень часто изображается в руках всех трех персонажей трехчастной композиции, причем и в правой и в левой руке у каждого. Иногда крупными солнечными знаками бывают украшены кони и срединная женская фигура. Идея солнечного диска, как бы передаваемого из рук в руки, сочетается с древней земледельческой идеограммой засеянного поля, идущей еще из заклинателышй символики трипольской культуры. Это, как мы помним, косо поставленный квадрат, разделенный на четыре части с точкой в центре каждого малого квадрата. Точка внутри квадрата образована таким знаком плодородия, какой в весенних вышивках соответствовал яйцу. Здесь он мог обозначать символ плодородия вообще, без конкретизации его в образе яйца в свою очередь символа жизни. Такие квадраты плодородия заменяли головы центральной женской фигуры и головы всадников, размещались вокруг центральной фигуры и на ее чреслах. На вышивках этой группы встречаются кони-"ладьи", г. Требует специального разбора вопрос о половой принадлежности сидящих на конях фигур. По отношению к верховым предшествующего, весеннего цикла я высказал предположение о том, что это - женщины, в пользу чего свидетельствуют широкие юбки и кокошники. Здесь, в летнем цикле вышивок, туловища сидящих на конях фигур узки, кокошников у них нет, а их самих, очевидно, следует рассматривать как всадников, а не как всадниц. В тех случаях, когда вместо одного коня изображалась "ладья" из двух коней, обращенных головами в разные стороны, на "ладье" часто вышивалась определенно женская фигура в широкой юбке. Изредка у всадников руки подняты вверх, но все остальные признаки летней группы вышивок опущенные руки средней женской фигуры, обилие солнечных знаков, птички, солнечное сияние вокруг голов остаются неизменными.

    Определяющим оказывается положение рук центральной плодоносящей богини: Весь комплекс признаков определялся не боковыми фигурами, а центральной. Всадники же могут быть изображены двояко - как с опущенными, так и с поднятыми руками в поднятых руках они нередко держат колосья. Вероятно, какое-то смысловое различие в этом было, но мне не удается его объяснить. Сопоставление сюжетов вышивок с обрядами летнего цикла показывает их значительную близость. Речь идет преимущественно о праздниках и обрядовых действиях в июне месяце. Соколова в своей книге о весенне-летних обрядах дала сводку обрядов летнего цикла Соколова В. Неточность возникает при определении такого важного праздника, как ярилин день. Соколова права,сомневаясь в документированности отождествления ярилина дня с юрьевым днем 23 апреляпредложенного В. Исследования в области славянских древностей. Соколовой, отождествляющей день Ярилы с днем Купалы. Ярилин день в народном календаре почти начисто вытеснен церковными праздниками, среди которых он ближе всего к троице и предшествующему троицкому воскресенью четвергу седьмой недели - семику. Став; частью христианского календаря, семик испытывал колебания в зависимости от сроков пасхи в диапазоне целого месяца - от середины мая до середины июня по старому стилю. Однако у нас есть точные данные, позволяющие определить Ярилин день "в числе". Одна из окраин Нижнего Новгорода носила название "Ярило", и там в семик устраивалось гулянье на горе.

    631
    24.05.2017
    Комментариев: 0
    • Прекрасно!


    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.